Развивающая предметно – пространственная среда
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Развивающая предметно-пространственная среда разновозрастной группы «Фантазёры» соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию Программы.
РППС спроектирована на основе целей, задач и принципов Программы, также при проектировании учтены особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов, участников сетевого взаимодействия и пр.).
В соответствии со ФГОС ДО РППС учитывает цели и принципы возрастной и гендерной специфики для реализации Программы.
В соответствии со ФГОС ДО РППС ДОУ обеспечивает и гарантирует:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации Программы, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда не только развивающая, но и развивающееся.
Предметно-пространственная среда в группе обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Для выполнения этой задачи РППС является:
1) содержательно-насыщенной – имеются средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2) трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (наличие детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4) доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
При построении РППС учитывались следующие принципы:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности, динамичности;
- принцип комплексирования, и гибкости зонирования;
-принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости – закрытости;
- принцип половых и возрастных отличий детей.
При проектировании РППС учитывается целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области имеется следующее.
Центр социально - коммуникативного развития:
Ø Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность - интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Уголок безопасности и дорожного движения - интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, строительного материала и дорожных знаков для закрепления знаний правил дорожного движения. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Ø В центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Уголок сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности.
Уголок сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности.
Для обеспечения образовательной деятельности в области познавательного развития имеется следующее.
Ø Центр природы и зона экспериментирования – целью является обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада. Его оснащение дает возможность показать детям различные инструменты, помогающие познавать мир (микроскоп, телескоп), организовывать опытническую, экспериментальную деятельность. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала (спилы деревьев) муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты. Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.
Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр «Экспериментирования» опытно-экспериментальной деятельности представлен коллекциями ( камни, семена, крупы, ткани, различные виды бумаги и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы, маленькие зеркала, трубочки для поддувания и т. д. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов
Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр «Экспериментирования» опытно-экспериментальной деятельности представлен коллекциями ( камни, семена, крупы, ткани, различные виды бумаги и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы, маленькие зеркала, трубочки для поддувания и т. д. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов
Ø Центр математики - представлен игротекой, имеет важные развивающие функции. В данном центре располагается нормативно – знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами, различные виды мозаик, пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики рук. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются – развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», палочки Кьюзенера, «Логические блоки Дьениша», конструктор «MORPHLN для изучения математики «ПРО цифры» и многие другие развивающие и дидактические игры. Игровое оборудование создаёт насыщенную и целостную среду с достаточным пространством для игр. В данном центре размещён разнообразный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Ø Центр сенсорного развития – целью которого является формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер), устанавливая тождество и различие; подбирание пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака. В центре много игр, шнуровки, мозаики, пирамидки т. д.
Ø Центр конструирования - предназначен для развития умения ориентироваться в пространстве и пространственного воображения. Способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор, конструктор Лего, конструктор знаток FrteC Riocks) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Ø Центр «Нравственно – патриотический» помещена государственная символика родной страны России (флаг, герб); портрет президента России В.В.Путина; карта свердловской области; Герб Муниципального образования Ирбитского района; флаг; В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться родном крае п. Пионерский. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Моя семья», «История поселка Пионерский» и др. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, родному краю, гордость за его культуру. Продукция молокозавода, разнообразные коллекции: часов, открыток, фантиков, значков, ткани, денежных знаков.
Для обеспечения образовательной деятельности в области речевого развития имеется следующее.
Центр речевого развития:
Ø Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели, детские журналы. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Главная задача ознакомления детей с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
Ø Центре «Знакомимся с буквами» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, чистговорки, мнемотаблицы для дошкольников в картинках, книги для чтения по слогам, азбука магнитная и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей.
Центр художественно – эстетического развития:
Ø Центр «Творчества» - целью является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Центре для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок, учимся рисовать карандашом поэтапно, альбомы с росписями (дымковская, хохлома, гжель, городецкая), альбом «Оригами», Картины нарисованные в разной технике (пальчиковая живопись) т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Ø Центр театрализованной деятельности - театрализация доставляет детям не только радость и положительные эмоции, но и развивает воображение и фантазию, формирует личностную культуру, развивает социальные навыки. Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его эстетического чувства, развития артистических способностей. В ходе театрализованной деятельности ребенок развивает игровое поведение, умение творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях детей. Для театрализованной деятельности в групповое пространство вносится ширма, имеются различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, варежковый, пальчиковый, коробковый, театр на ложках). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.
Ø Центр музыки - цель знакомить детей с музыкальными инструментами их звучанием, воспитывать интерес к музыке Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.), которые используются детьми в свободной деятельности.
Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает условия для реализации области физическое развитие, для охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.
Центр физического развития
Ø Спортивный уголок - целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Центр содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей (приложение №11 ).
Ø В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей
Ø В «Центре ИКТ» размещены телевизор, ноутбук, DVD- плеер,
коллекция дисков с мультфильмами, развивающими занятиями, с записями музыки, сказок.
коллекция дисков с мультфильмами, развивающими занятиями, с записями музыки, сказок.
Ø «Центр информационный – «Для Вас родители» находится в раздевальном помещении группы. Для родителей есть информационный стенд, где расположена информация о режиме дня, расписание НОД разновозрастной группы, список детей, название группы, девиз, информация о педагогах работающих с детьми; стенд «Детского творчества», где размещаются детские работы; доска объявлений; ширмы передвижки (содержание меняется согласно сезонной тематике, праздников, рекомендаций, советов для родителей); памятки; буклеты; тематические выставки с участием родителей и детей. Родители могут узнать о нашей работе с детьми используя интернет ресурсы: персональный блог педагога natalia-mikrukova.blogspot.ru.
Предметно-пространственная среда в группе обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогического и учебно-вспомогательного персонала.
Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…».
А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Оформление группы к Новогодним праздникам.
Разновозрастная группа с 3- 5 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий